Информационные материалы

Обзор российского рынка противотаранных устройств

Проблема терроризма является одной из самых важных сегодня в России и в мире. Деятельность экстремистских организаций и группировок на территории нашей страны направлена на дестабилизацию социально-политической ситуации, формирование в обществе атмосферы страха и представляет собой серьезную угрозу для жизни людей. Поэтому целью атак террористов являются в первую очередь места большого скопления людей, стратегические и военные объекты.

Специфика объектов

Специфику российских объектов с точки зрения выбора и применения средств физической защиты следует рассматривать в первую очередь в следующих аспектах:

  • назначение объекта - категория опасности объекта, последствия совершения террористического акта;
  • инженерная инфраструктура объекта - протяженность периметра, подъездные пути, виды транспортных магистралей, количество автомобильных и железнодорожных проездов;
  • вес и габариты проезжающих на объект транспортных средств;
  • климатические условия.

Определяя категорию важности объектов по тяжести последствий теракта, их можно выстроить в следующем порядке:

  1. объекты ядерной энергетики (АЭС);
  2. организации, проводящие ядерные исследования;
  3. объекты Минобороны;
  4. объекты химической промышленности;
  5. ж/д вокзалы и переезды, аэропорты, морские порты и другие транспортные объекты;
  6. объекты нефтегазового комплекса;
  7. гидросооружения.

Анализ уязвимости объектов показывает, что наибольшую опасность представляет собой группа террористов, имеющая в своем распоряжении начиненный взрывчатыми веществами грузовой автотранспорт. Такие автомобили, как МАЗ, КамАЗ или "Урал" вполне способны преодолеть легкие, недостаточно проработанные с инженерной точки зрения преграждающие дорогу устройства и доставить смертоносный груз непосредственно на объект вплотную к зданиям и сооружениям или скоплению людей для совершения теракта.

Одним из способов противостоять данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути автотранспорта. Среди самых эффективных мер по обеспечению безопасности объекта можно выделить противотаранную защиту. Рассмотрим различные устройства, предназначенные для принудительной остановки транспортных средств.

Таковыми являются противотаранные устройства (ПТУ). Представленные на российском рынке ПТУ можно разделить на две группы - мобильные и стационарные.

Мобильные устройства

Мобильные ПТУ по своему назначению характеризуются быстрой доставкой, сборкой, установкой на требуемую ширину проезда. Они должны воспринимать достаточно большую ударную нагрузку и обеспечивать остановку транспортного средства или хотя бы вывод из строя ходовой части. Мобильные ПТУ имеют ограниченный вес и автономны (не требуют подключения к электрическим линиям). При этом они обеспечивают остановку автомобиля без сильных разрушений, возгораний и не создают реальную угрозу для жизни водителя-террориста или членов диверсионной группы. То есть злоумышленники, прорвавшиеся на определенную глубину территории объекта с помощью автомобиля, хотя и лишены средств передвижения, однако способны продолжить операцию. В этом случае обязательны дополнительные оперативные действия охраны по нейтрализации террористов.

В основном мобильные ПТУ по своему типу конструкции - это неуправляемые устройства:

  • искусственные дорожные неровности;
  • металлические "ежи";
  • переносные (перевозимые) дорожные блокираторы ит.п.

Стационарные ПТУ

Более эффективными и надежными являются стационарные ПТУ. Их можно разделить на 5 типов:

  1. шлагбаумы;
  2. дорожные блокираторы;
  3. выдвижные противотаранные столбы безопасности (болларды);
  4. ворота;
  5. тросовая сеть.

Каждый из вышеперечисленных типов стационарных противотаранных устройств рассчитан на противостояние различным ударным нагрузкам и имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Все они, кроме тросовой сети, относятся к управляемым средствам. Управление может осуществляться дистанционно как по проводной линейной связи со стационарного поста - контрольно-пропускного пункта (КПП), так и с пульта, по радиоканалу. При этом с выносного пульта (брелока) можно только закрыть ПТУ, поскольку это может ускорить выполнение команды "Закрыть" при террористической атаке.

Команда "Открыть" с брелока может привести к саботажу - несанкционированному открытию. Тактика охраны большинства объектов исключает использование радиосигналов для управления оборудованием КПП

Противотаранные устройства шлагбаумного типа

Принцип действия противотаранного устройства шлагбаумного типа заключен в быстром (от 5 с) перекрытии проезжей части дороги перемещающейся стрелой барьера, которая может двигаться как в вертикальной (подъем-опускание), так и в горизонтальной плоскости. Стрела барьера в положении "закрыто" находится на уровне от 0,8 м относительно дорожного полотна.

Недостатком ПТУ при перемещении стрелы в горизонтальной плоскости является увеличение охраняемой зоны. Устройства шлагбаумного типа преграждают путь только колесному транспорту. Для пеших террористов они не являются преградой. Поэтому ПТУ шлагбаумного типа должны постоянно находиться в зоне контроля охраны.

 

Направленная на ПТУ ударная энергия воспринимается и полностью гасится стрелой барьера и опорной наземной металлической конструкцией, жестко связанной с железобетонным фундаментом, находящимся ниже уровня дорожного покрытия. Устройство фундамента может быть двух исполнений - с раздельными опорными бетонными тумбами или тумбами, связанными единым армированным поясом В первом случае отсутствует необходимость вскрытия дорожного полотна. Преимуществом второго является гарантированная эксплуатационная надежность и прочность.

Противотаранные устройства шлагбаумного типа не требуют постоянного обслуживания при эксплуатации в осенний, весенний и зимний периоды в условиях обильных осадков, снежной кашицы, грязи и наледи.

ПТУ шлагбаумного типа довольно широко представлены на рынке России, начиная от легких моделей для блокирования легкового транспорта, до тяжелых - для блокирования грузового транспорта с большим клиренсом.

Дорожные блокираторы

Представляют собой металлическую конструкцию, которая поднимается и фиксируется под определенным углом над поверхностью дорожного полотна. Дорожные блокираторы, как и противотаранные шлагбаумы, являются преградой на пути прорыва только автотранспортных средств. Поэтому при их использовании необходимо обеспечить те же требования к охраняемой зоне, что и при оборудовании дорожных проездов противотаранными устройствами шлагбаумного типа.

Модели дорожных блокираторов различаются между собой по высоте над уровнем дорожного покрытия, по величине воспринимаемой ударной нагрузки и способам производства монтажных работ.

 

Принцип действия привода дорожных блокираторов мало отличается от шлагбаумных устройств. Он может быть как электромеханическим, так и гидравлическим. Существует и пневматический вариант.

При выборе противотаранных устройств следует учитывать их некоторые недостатки и особенности:

  • ряд изделий (дорожные блокираторы, болларды и ворота), соприкасающиеся рабочей частью с дорожным покрытием, требуют постоянного дополнительного обслуживания (очистки) в весенние, осенние и зимние периоды от наледи, примерзания, грязи и снега;
  • боллардам и блокираторам в большинстве случаев требуется дренаж;
  • после тарана требуется замена либо части, либо всего устройства;
  • большинство зарубежных моделей не приспособлены к суровым российским климатическим условиям

Основным отличием от шлагбаумных устройств является высота выдвижения дорожных блокираторов над уровнем дорожного полотна. Большинство представленных на рынке дорожных блокираторов имеет высоту выдвижения не более 0,6 м над уровнем дорожного полотна, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с груженой кузовной частью может продолжать двигаться по инерции еще несколько метров и повредить другие охранные устройства, например ворота. В то же время стрела шлагбаума в положении "закрыто", находясь на уровне от 0,8 м и выше, воспринимает таранный удар не колес, а рамы автомобиля, что существенно сокращает длину перемещения разрушенных частей транспортного средства.

Еще одним недостатком дорожных блокираторов рабочей высотой до 0,35 м является возможность их преодоления автотранспортом с большим клиренсом. Примером тому служит случившееся в январе 2012 г. столкновение электрички с пожарной машиной на железнодорожном переезде. Последняя своими передними колесами просто подмяла под себя поднятую часть блокиратора и переехала его.

В последнее время техническое развитие дорожных блокираторов в основном идет в направлении наращивания высоты поднятого барьера и массивности конструкции.

Болларды

Болларды, или противотаранные столбы безопасности, также относятся к группе дорожных блокираторов. Если дорожные блокираторы полностью перекрывают дорожное полотно, то болларды монтируются на расстоянии друг от друга (не более чем на 1,5 м между их осями).

Конструктивно боллард представляет собой выдвигающийся над поверхностью дорожного полотна металлический столб, изготовленный из толстостенной трубы. Диаметр столба и толщина стенки закладываются в конструкцию в зависимости от назначения и воспринимаемой нагрузки. Монтаж боллардов производится с обязательным вскрытием дорожного полотна.

 

Под дорожным полотном расположена бетонная конструкция с базовым боксом для опускания болларда при открытии проезда. Для подъема болларда над дорогой могут применяться электромеханические, гидравлические, пневматические приводы или при сравнительно небольшой массе (до 100 кг) - газовые поршневые амортизаторы. Гармонирующий с городской средой дизайн боллардов позволяет блокировать ими наземные пешеходные зоны и территории, граничащие с административными и жилыми зданиями Общим недостатком какдорожных блокираторов, так и столбов безопасности является необходимость в постоянной и частой очистке их от грязи и снега в осенний, весенний и зимний периоды Кроме того, зимой при перепадах температуры происходит обледенение в местах контакта устройства с дорожным полотном. В большинстве случаев необходим монтаж дренажа и системы обогрева.

Противотаранные ворота

Противотаранные ворота отличаются от вышеперечисленных устройств двумя важными функциями. Они не только останавливают движущееся колесное средство, но и являются серьезным физическим препятствием на пути пеших нарушителей. Противотаранная силовая часть, останавливающая транспорт, расположена в нижней части створки ворот и воспринимает ударную нагрузку рамы автомобиля. Верхняя часть створки ворот сдерживает инерционно перемещающуюся надрамную часть автомобиля.

Противотаранные ворота более металлоемки, чем другие средства, и соответственно требуют более высоких затрат на монтажные, пускона-ладочные и эксплуатационные работы. Однако конструктивно продуманные, выдерживающие серьезные ударные нагрузки ворота могут иметь преимущество при выборе для конкретного объекта. В то же время следует иметь в виду, что для их закрытия потребуется гораздо больше времени, чем для других устройств - скорость движения полотна ворот примерно 0,2 м/с.

Противотаранная тросовая сеть

Сеть состоит из кольцевых ячеек, которые плетутся сплошным канатным плетением из одного куска проволоки. Конструктивной особенностью плетения является то, что при разрыве одного кольца целостность сети не нарушается. Каждое кольцо имеет контакт с другими кольцами в 6 местах.

Противотаранная тросовая сеть способна противостоять динамическому воздействию тела массой до 10 тонн, двигающегося со скоростью 11 5 км/ч. Тросовая сеть может быть использована как динамическое заграждение по периметру объекта. После таранного удара конструкция сохраняет все упругие исходные свойства и динамические характеристики. Кроме того, тросовая сеть может быть использована в качестве надводной и подводной преграды.

Выбор средств защиты от таранного удара

При выборе средств противотаранной защиты рассматриваемыми критериями служат не только их стоимость, ресурс, затраты на монтажные, пусконаладочные и эксплуатационные расходы, но в первую очередь их эффективность. Необходимо понимать опасность и масштабы последствий в случае невыполнения выбранным изделием своего назначения и, как следствие, - совершения террористического акта.

Категория объектов, на которые мы ориентируемся, в большинстве своем имеют протяженные периметры с несколькими подъездными автомобильными и железнодорожными путями. При таранном прорыве на такие объекты наиболее вероятно использование тяжелого автотранспорта с большим клиренсом. Средством для прорыва могут служить автомобили марок ЗиЛ, "Урал", КамАЗ, КрАЗ, развивающие скорость свыше 80 км/ч, снаряженной массой более 8 т, максимальной массой до 25 т и с клиренсом от 360 до 400 мм. Исходя из этого, выбранные противотаранные устройства должны выдерживать и полностью гасить ударную энергию транспортного средства. Сопротивление удару наиболее эффективно в направлении рамы автомобиля, то есть высота барьера над уровнем дорожного полотна должна быть не менее 0,8 м.

Для решения задач по блокированию прорыва транспорта террористов необходимо оперативно выполнить два действия. Первое - определить принадлежность транспорта ("свой"/"чужой"). Второе - своевременно привести в действие ПТУ, если оно находилось в пассивном состоянии, например, при приближении "чужого" транспортного средства.

Автомобиль при скорости только 40 км/ч за 5 с проезжает расстояние около 55 м. То есть противотаранное устройство должно быть приведено в действие еще быстрее при нахождении автомобиля на расстоянии не ближе 55 м. Для этого противотаранный комплекс оборудуют дополнительными средствами, принуждающими к снижению скорости приближающегося транспорта. Таковыми могут быть, например, бетонные блоки, расставленные в шахматном порядке и задающие движение "змейкой", а также ряды "лежачих полицейских" либо шипованные ленты. Сейчас появились новые технические средства дистанционного воздействия как на автомобиль, так и на водителя, это лазерные, пиротехнические, светозвуковые средства, микроволновые излучатели и т.п.

Очень важную роль в выборе противотаранного устройства играют климатические условия эксплуатации. Как показывает практика, многие образцы не выдерживают эксплуатации в суровых климатических условиях России: обильных снегопадов и дождей, пыльных бурь, температуру от -50 до +50 °С с резкими перепадами в весенние, осенние и зимние периоды, а также высокого уровня грунтовых вод. В основном подобные недостатки характерны для изделий зарубежного производства.

Приобретение и установка надежного противотаранного устройства требуют немалых денежных средств, поэтому изделие должно быть рассчитано на гарантированную многолетнюю эксплуатацию в сложных климатических условиях. При выборе изделия необходимо убедиться в том, что оно прошло все необходимые испытания на надежность и соответствует заявленным параметрам

Краткий гид для покупателя

Проанализировав предлагаемые на российском рынке отечественные и зарубежные противотаранные устройства и их характеристики, можно сделать ряд выводов.

1. Предлагаемая номенклатура ПТУ позволяет сделать необходимый выбор для обеспечения физической защиты объекта.

2. Преобладают ПТУ, относящиеся к управляемым преграждающим средствам.

3. В конструктивном исполнении противотаранное устройство может представлять собой:

  • шлагбаум;
  • дорожный блокиратор;
  • боллард;
  • ворота;
  • тросовую сеть.

4. Представленные изделия позволяют создать непреодолимое препятствие как на автомобильных или железнодорожных подъездах к объекту, так и по периметру. Кроме того, они могут быть использованы в качестве преграды в акватории объекта (тросовая сеть).

5. Определенная часть управляемых ПТУ соответствует параметрам эффективного устройства, способного перекрывать проезд в месте предполагаемого прорыва в течение 5-10 с (шлагбаумы и дорожные блокираторы) и служить надежной преградой на уровне 0,80-0,85 м от дорожного полотна (шлагбаумы, болларды, ворота).

6. Управление устройствами может осуществляться как по кабелю с пульта управления СКУД, так и с помощью радиосигнала. Последнее не соответствует тактике охраны большинства объектов.

7. Возможны два варианта монтажа изделий: без нарушения и с нарушением дорожного полотна.

8. При выборе противотаранных устройств следует учитывать их некоторые недостатки и особенности.

  • ряд изделий (дорожные блокираторы, болларды и ворота), соприкасающиеся рабочей частью с дорожным покрытием, требуют постоянного дополнительного обслуживания (очистки) в весенние, осенние и зимние периоды от наледи, примерзания, грязи и снега;
  • боллардам и блокираторам в большинстве случаев требуется дренаж;
  • после тарана требуется замена либо части, либо всего устройства;
  • большинство зарубежных моделей не приспособлены к суровым российским климатическим условиям.

Автор: Геннадий Крайнов
Директор по новым программам ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2012


Наши услуги

  • Проектирование и монтаж инженерно-технических средств охраны Проектирование, составление смет и монтаж отдельных и интегрированных систем инженерно-технических средств охраны (ИТСО) для обеспечения охраны объекта наряду с физической охраной

  • Обслуживание систем инженерно-технических средств охраны Контроль работоспособности инженерных систем, соблюдения инструкций и регламентов по обеспечению безопасности объекта и находящихся в нем людей

  • IT-Аутсорсинг Компания Диас - это также и сообщество экспертов по организации и обслуживанию систем безопасности, компьютерной техники, периферии, цифровой телефонии, проектирования распределенных кабельных систем, проектирования и построения серверной и сетевой инфраструктуры.

Безопасность -

надёжный фундамент Вашего комфорта